Введение

Введение

В наше время, когда огромные расстояния преодолеваются чрезвычайно быстро, полярные районы, занимающие около 7% всей поверхности земного шара, стали местом важнейших транспортных путей; особенно это относится к последнему десятилетию. На полярных авиалиниях, связывающих между собой Северную Америку, Европу и Азию, ежедневно летают самолеты; обычными стали и плавания подводных лодок под полярными льдами.

В отличие от прежних полярных экспедиций, имевших главным образом научное значение, в наши дни инженер и ученый, тщательно исследующие полярные области, занимаются не только изучением природы, но и прилагают все усилия, чтобы сделать эти места более обитаемыми.

Ежегодно увеличивающийся объем сведений об этих районах дает возможность исследователю большую часть своего времени посвящать работе и все меньше заботиться о том, чтобы выжить в борьбе с природой. Как и в других развивающихся районах, первостепенное значение приобретает использование для строительных целей местных материалов; в условиях Арктики и Антарктики в эту категорию попадают снег и лед. Несмотря на то что в наиболее обжитых районах умеренных широт снег и лед считаются неудобными для строительства материалами, их обилие в Арктике требует максимальной степени утилизации. Поскольку обширные ледовые районы Арктики стали полем активной деятельности человека, естественно, исследования, касающиеся практического использования морского льда, приобрели большое значение.

В арктических паковых льдах иногда встречаются острова материкового (отделившегося от континентальных ледников) льда. Благодаря своим размерам, толщине и прочности эти плавающие глыбы льда представляют собой отличные платформы для проведения научных исследований. В отличие от таких льдин паковый лед, почти на 100% покрывающий Северный Ледовитый океан, представляет собой конгломерат из молодого и старого, многолетнего льда. По сравнению с айсбергами — обломками материкового льда — паковый лед относительно тонок и малоудоен для устройства на нем научных станций; кроме того, в паковых льдах действуют большие сдавливающие силы, благодаря которым он постоянно находится в состоянии, близком к разрушению.

Если рассматривать эту проблему с позиций стратегической целесообразности и гибкости операций, то необходимо разработать приемы, позволяющие искусственно изготовлять прочные ледяные платформы.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.