Введение

Введение

В 1961 г. исполнилось 10 лет с начала работы по проведению 136-метрового туннеля, пробитого в холодном льду на горе Юнгфрау. Поэтому было бы желательно систематизировать данные научных изысканий, проводившихся в течение этого десятилетия. Полученные сведения дают возможность, с одной стороны, лучше изучить режим льда в холодных ледниках и, с другой — позволяют проверить (с помощью различных методов, особенно in situ) закон течения льда.

Чтобы провести этот контроль на более широкой основе, для сравнения были взяты данные измерений, проведенных ранее в туннелях с умеренной температурой льда (Змутт и Коллон). Такое сравнение позволяет установить различия в режиме низко- и среднетемпературного льда, имеющие важное значение при решении прикладных задач. С другой стороны, зная форму профиля Гренландского ледника, мы имеем возможность еще раз проверить справедливость закона течения на одном из величайших ледников мира и сравнить полученные результаты с данными, определенными для одного из сравнительно небольших ледников на Юнгфрау-Иох.

Возможность проведения научных исследований низкотемпературной ледяной шапки на Юнгфрау-Иох появилась в результате следующего небольшого инцидента. Во время взрывных работ при прокладке туннеля в леднике между Юнгфрау-Иох и трансформаторной станцией на восточном перевале горы Юнгфрау, когда длина туннеля достигла приблизительно 50 м, т. е. около половины всего расстояния, строители неожиданно встретили широкую трещину, заполненную водой, которая внезапно прорвалась в туннель. Температура воздуха была около -8° С, погода стояла холодная и такой опасный прорыв воды оказался чрезвычайно неприятным сюрпризом, добавившимся ко всем прочим сложностям проведения работ.

Вследствие этого фирма, которая проводила работы, решила для обеспечения безопасности эксплуатации поручить одному из гляциологов проводить наблюдения и контроль за подвижками и стабильностью льда внутри туннеля. Это было тем более необходимо, что, как выяснилось позже, все трещины в низкотемпературном льду на сводах туннеля оказались наполненными талой водой при температуре около 0° С. В результате некоторых особых обстоятельств наполненные водой трещины являются здесь скорее правилом, чем исключением.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.